«Балет начинается с музыки», – эти слова великой балерины XX столетия Галины Улановой метко определяют роль музыкальной составляющей балетного спектакля.
Музыку к балету «Раймонда» написал известный русский композитор Александр Константинович Глазунов (1865-1936), который с ранних лет был увлечен танцевальной музыкой. Еще среди его детских фортепианных пьес появились мазурка, краковяк, венгерские танцы, сарабанда. Глазунова привлекали танцевальные образы Венгрии, Испании, стран Востока. Он часто писал фортепианные и оркестровые вальсы. Из писем композитора и воспоминаний современников известно, что с начала 1890-х он регулярно посещал балетные спектакли в Мариинском театре.
К началу работы над «Раймондой» в 1896 году тридцатилетний композитор уже был автором пяти симфоний, ряда симфонических сюит, увертюр, фантазий и поэм, а также множества оркестровых и камерных пьес. Он активно работал над Шестой симфонией, когда получил заказ от директора Императорских театров Ивана Всеволожского на создание музыки к «Раймонде».
Глазунов, по его словам, работал над партитурой «Раймонды» «с особенным рвением и подъемом» и написал ее в довольно короткий срок. При создании музыкального материала композитор должен был беспрекословно учитывать все пожелания хореографа Мариуса Петипа, которому принадлежало решающее слово в определении драматургии спектакля.
Сам композитор утверждал: «Необходимость считаться с условиями хореографии, правда, связывала меня, но она же закаляла для симфонических трудностей. Я должен был удовлетворять желания балетмейстера… но и в этих железных оковах разве не скрывалась лучшая школа для развития и воспитания чувства формы?».
Публику очень интересовало, какую же балетную музыку мог написать Глазунов, известный всем как симфонист. Бульварная пресса относилась к его музыке весьма скептически. Но, вопреки прогнозам недоброжелателей, слушателям понравилась музыка Глазунова – его настойчиво вызывали уже после первого акта, а по окончании спектакля увенчали лавровым венком.
«Раймонда» стала главным событием культурной жизни Петербурга, во многом благодаря музыке Глазунова. Позже композитор написал еще две партитуры к балетам – «Барышня-служанка» и «Времена года», однако они не имели большого успеха.
В 1900 году в Большом театре «Раймонду» представил балетмейстер Александр Алексеевич Горский, которого Глазунов помнил еще по выступлениям в «Барышне-служанке». Хореограф был очень высокого мнения о музыке Глазунова и даже пытался уговорить композитора сочинить балет на сюжет «Собора Парижской богоматери» Виктора Гюго. Для московской премьеры «Раймонды» Горский взял за основу хореографию Петипа, а в 1908 году он представил собственную оригинальную постановку «Раймонды», которую называл «импрессионистической».
Позже «Раймонда» не раз ставилась в различных театрах мира. Разные хореографы по-своему толковали сюжет и характеры персонажей, однако музыка Глазунова оставалась почти нетронутой. Главный балетный дирижер Большого театра с 1923 по 1963 год Юрий Фёдорович Файер утверждал: «Каковы бы ни были причины, побуждающие переделывать балет, музыкальную ткань его трогать не следует. Музыка “Раймонды” – чрезвычайно цельная и органичная, и всякое вмешательство в партитуру может болезненно сказаться на балете».
Услышать прекрасную музыку Александра Глазунова и увидеть спектакль в хореографии Александра Горского зрители смогут на премьерных спектаклях новой постановки «Раймонды» 17, 18 и 24 июня. Постановку и новую хореографическую редакцию, а также свою редакцию либретто, представит художественный руководитель балета, заслуженный артист России Юрий Бурлака. 12+
На фото: клавир «Раймонды», А.К. Глазунов, А.А. Горский.
#Премьеры_ШостаковичОпераБалет
https://opera-samara.ru/balet/concert1046.html