Дорогие друзья! В завершение нашей архивной рубрики ко Дню Победы хотим процитировать отрывок из книги самарского писателя Андрея Павлова «Запасная столица», посвящённой истории города Самары в годы Великой Отечественной войны:
«Я с девчонками повадился ходить на спектакли Большого театра, который осенью, освоившись в Самаре, стал ставить спектакли.
Мёртвый мрак улицы Галактионовской. Грохот тёмного трамвая. Хруст снежка под ногой. Вот и площадь Куйбышева, изрытая щелями-укрытиями на случай бомбёжки.
Мороз и ветер. А за дверями театра – будто фантастический остров: сверканье люстр, надёжное тепло, оживлённые лица, звуки настраиваемых инструментов. И – бархат кресел! А волшебство музыки Чайковского, Глинки, Верди?.. На целых три часа здесь уходили от тебя тревоги и лишения войны, ты забывал о постоянном ощущении голода. Мне посчастливилось услышать оперы «Травиата» и «Евгений Онегин», «Иван Сусанин» и «Пиковая дама», «Аида» и «Иоланта», «Снегурочка» и «Кармен». Увидеть балеты «Лебединое озеро» и «Дон Кихот». Я слушал голоса В. Барсовой и И. Козловского, М. Михайлова и Н. Шпиллер, М. Рейзена и М. Максаковой, А. Пирогова.
В антрактах, в фойе, я впервые видел дипломатов, очень близко, до запаха их одежды. Смокинги, галстуки бабочкой. Декольтированные вечерние платья дам с блеском драгоценностей. Я замечал их любопытствующие взгляды на более чем скромно одетых самарцев, редких в театре военных с серо-зелёными полевыми петлицами. Мужчины-дипломаты, сытые, ухоженные до неприличия и неприязни, курили диковинные тогда сигареты. ... Тогда, в 41-м, мальчишкой, я, конечно же, не думал, а теперь, вот на этой странице, уверен; очень удобно было дипломатам из своих лож разглядывать восторженные лица зрителей, и в который уж раз чужестранцы, безуспешно, пытались разгадать непостижимую и нам самим тайну души россиянина. Немцы на подступах к Москве, неисчислимы потери, и в то же время – высочайшее искусство в глухой провинции, и жажда радости в глазах как свидетельство неистощимой духовной силы народа».
На фото: зал театра 5 марта 1942 года, на премьере Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.